вторник, 23 сентября 2014 г.

Ложь или фантазии?


С каждым нашим общением  вопросов становится все больше. Приходится подумать, прежде чем дать ответ. Многие мамочки думают, что учитель знает «лекарство» от всех проблем. Но учитель  –  это, прежде всего, ЧЕЛОВЕК. Она тоже чья-то дочь, жена, мама. И может быть, такие же проблемы в воспитании своих детей,  она тоже испытывает. Но учитель ведь «многодетная мама» (у меня в этом учебном году 57 мальчишек и девчонок, да и родной сыночек вступает в ранний подростковый возраст) так что приходится очень часто листать детскую и возрастную психологию, да и психологическое образование помогает.
Так что я рада помочь, поделиться теоретическими  знаниями и практическими советами.
И вот новые вопросы.

Вопрос: «Почему ребенок лжет?»
Ответ. Вообще-то все мы знаем: врать нехорошо. Но при этом врем (ну, привираем) гораздо чаще, чем нам бы хотелось. Иногда делаем это так бездумно и привычно, словно отыгрываем сценарий, роли в котором расписаны заранее.
Когда ученик опаздывает на урок, учителю положено на это отреагировать. Реагируют по-разному. Некоторые выпроваживают опоздавших, некоторые, бросив укоризненный взгляд, кивком головы позволяют войти и сесть за парту, большинство же приступает к расспросам (допросам?): а где, мол, тебя носило, отвечай, голубчик. И редко кому придет в голову спросить себя: а узнаю ли я правду, если спрошу?
По природе своей дети честны. На обман детей мы провоцируем сами. Сначала - провоцируем, а потом, если им раз за разом удается избежать неприятностей благодаря своим «сказочкам», они привыкают лгать. Самый типичный способ - поставить ребенка в ситуацию, когда ему приходится изворачиваться, придумывать - сочинять сказки для родителей.
- Можно, я не пойду в школу, голова болит... горло... - жалуется сын.
Мама пощупает лоб (вроде все нормально!) и отправит ребенка на уроки. Она молодец, она сумела разоблачить ложь. Но, к сожалению, не обратила внимания на то, что правды так и не узнала. Ведь не только лень заставляет детей срочно заболевать, пить горькие настойки и даже лежать в постели. Ребенок умолчал, не сказал правду: почему не хочет идти в школу. Может быть, у него большие неприятности, такие, что одному не справиться? Почему он о них не говорит? Уже не надеется на вашу помощь? Стесняется? Не доверяет? Боится? Он будет искать помощи в другом месте? А найдет ли? И если найдет, то что?
Как видите, детская ложь опасна не только тем, что вас обманывают. Обманывая (или умалчивая), ребенок просто отстраняется от вас. И это говорит лишь о том, что маленький человек сомневается в вашей безусловной любви.
Поощряйте честность. Расскажите, каким уважением пользуются правдивые люди. Старайтесь сделать честность частью натуры малыша. Он должен понимать, что вы не можете смириться с ложью и всякая неправда вам чужда. И даже умолчание о правде — тоже ложь.
Учите его говорить любую правду. Пусть он поймет, что лучше, чтобы была «невежливая» правда, чем «вежливая» ложь.  Старайтесь поощрять как можно чаще искренность ребенка. Его забавы не должны быть связаны с обманом. Он должен знать, что розыгрыш не так безвинен.
Вы должны объяснить ребенку, что ложь всегда откроется. Создайте атмосферу правдивости в доме. Если ребенок видит, что вы иногда говорите неправду, он будет думать, что это приемлемо.
Если ребенок сам сознается во лжи, ни в коем случае не надо наказывать его, скорее ободрите, чтобы он поверил в собственные силы: раз мог сознаться, что сказал неправду, значит — честный и больше не обманет никого.
Если малыш не хочет сознаваться, не заставляйте его это делать, а лучше расскажите ему, к чему приводит ложь и сколько она доставляет неприятностей.
Когда вы точно знаете причину лжи, скажите сразу, что вам все известно, а не набрасывайтесь на ребенка с вопросами-ловушками.
Если ребенок часто лжет, постарайтесь застать его «на месте преступления», не давая ему возможности солгать. Если он стоит с открытой коробкой конфет и выпачкан в шоколаде, глупо спрашивать, кто это сделал.
Вы должны дать понять ребенку, что ждете от него только правду. Дети не должны чувствовать, что у них есть выбор в этом вопросе.
Если вы поймали свое сокровище на лжи, не торопитесь его обвинять. Спросите себя: почему он не говорит мне правды?
А еще - посмотритесь в ребенка, как в зеркало. Как аукнется, так и откликнется.

Вопрос: «Что делать, если ребенка дразнят?»
Ответ. За что дети дразнят вашего ре­бенка - принципиального значения не имеет. Может, он слишком тол­стый, носит очки или имеет физи­ческий недостаток. Значение же имеет то, что обидные прозвища отражаются на детской психике, и характер ребенка начинает менять­ся. Он перестает быть, как прежде, контактным со сверстниками и тя­нется к безопасному обществу взрослых. Маленький человек все больше проникается уверенностью, что он действительно хуже других, и его самооценка становится зани­женной, что в конечном итоге ска­зывается на успеваемости.
Чем вы, родители, можете помочь?
Прежде всего, не делайте самых распространенных в таких случа­ях ошибок.
Не стоит проводить с обидчи­ками беседу, прося перестать драз­нить вашего ребенка. Ваши слова ничего не изменят, дразнить все равно будут, а вот отношение де­тей к нему станет хуже: его начнут воспринимать еще и как ябеду.
Не подталкивайте малыша к тому, чтобы он сам разобрался с обидчиками. У него сложится непра­вильное мнение, что драка – един­ственный способ защитить себя от унижения. Учите ребенка решать конфликты цивилизованно.
Не стоит советовать ребенку,  дразнить, в свою очередь, обидчи­ков. Ведь он будет один против не­скольких человек, и его дразнилки просто потонут в хоре голосов про­тивников.
Не надо переводить чадо в дру­гую школу в надежде, что там его дразнить не будут. Ребенок воспри­мет перевод, как капитуляцию перед обидчиками и впредь будет так же пасовать перед сложностями.
Что делать, если ваш ребенок – невинная жертва сверстников?
Дайте понять своему сыну или дочери, что люди, у которых все в порядке, дразнить других и цеп­ляться к их недостаткам не будут.
Очень важно научить ребенка не показывать, как ему больно, ког­да его дразнят, и ни в коем случае не плакать. Объясните, что именно желание увидеть слезы и заставляет детей кого-то обижать.
Предложите малышу, когда он снова услышит знакомую дразнил­ку, показать, что глупые обзывания его лишь забавляют. Объясните чаду: если дразнилки не достигают цели, дразнить не интересно. Обидчики отстанут.
Желательно, беседуя с сыном или дочерью, привести пример из собственного детства (реальный или выдуманный), когда и вас тоже пытались дразнить. Сначала вы расстраивались, но потом решили не показывать, как вам обидно, и только смеялись над глупостью тех, кто вас дразнил. Вскоре драз­нилки прекратились.
В разговоре с малышом подчеркните, что каждый человек дол­жен уметь постоять за себя, ведь родителей может рядом не оказать­ся. И этому надо учиться.

2 комментария:

  1. Елена Владимировна, очень полезная статья, с Вашего согласия размещу ссылку на нее на школьном сайте в разделе "Родительский лекторий"

    ОтветитьУдалить
  2. Добрый вечер, Анна Борисовна! буду рада, если данный материал кому-то поможет в решении проблем.

    ОтветитьУдалить